+7 495 249-49-00
8 800 100-18-16
Главная Статьи Кадровый голод. Сотрудники - родственники и знакомые, друзья и любовницы.

Кадровый голод. Сотрудники - родственники и знакомые, друзья и любовницы.

Сотрудники — родственники и знакомые

Большинство грабель, о которых пишу, я изучил на собственной шкуре. Набор кадров – не исключение.

В своих первых бизнесах я находил сотрудников в основном по знакомству. Причиной была моя дикость и неопытность в наборе кадров с открытого рынка труда. Конечно, было страшно. Как можно принять на работу человека, о котором ничего не знаешь? То ли дело ребята, с которыми вместе учился. Их ты знаешь уже много лет. Другой неплохой вариант – друзья и родственники. Из таких людей и набирались мои первые команды.

Такой подход имеет право на жизнь. Однако в нём есть несколько уязвимых мест, которые могут создать серьёзные риски для вашего бизнеса:

  • Количество ваших знакомых, друзей и родственников, которые могли бы работать в вашем бизнесе, обычно сильно ограничено. Из них далеко не все согласятся работать в вашей компании. У одних уже есть хорошая работа, которую они не хотят менять. Другие недостаточно уверены в будущем вашего бизнеса, чтобы идти на работу к вам. В результате, если вам все же удается сформировать из знакомых, родственников и друзей начальную команду – это уже большая удача. Но потом вы все равно столкнетесь с ситуацией, когда нужно много новых сотрудников. А взять их неоткуда. Знакомые, родня и друзья закончились. И здесь вам придется научиться набирать кадры с открытого рынка труда. Либо ваш бизнес останавливается в своем развитии.
  • Можно, конечно, исходить из другого принципа – главное, чтобы человек был хороший. А самые хорошие люди – это родственники. Причем чем ближе родство, тем лучше. Еще и сейчас встречается немало фирм, которыми руководят директор с женой. А вместе с ними – братья, сватья и прочая родня. Есть в таких фирмах и сотрудники, не входящие в большую семью директора. Но они обречены на второстепенное и подчиненное положение. В результате директор жалуется налево и направо, какие у него бестолковые сотрудники. Как плохо идет бизнес. И как он с ними ничего не может сделать. Потому что как можно испортить отношения с братом жены? Даже если он пьет горькую прямо на работе? Понятно, что такой бизнес постепенно превращается в бесконечный семейный кошмар. Да и не бизнес это вовсе…
  • В общем, работать со знакомыми и родственниками нелегко. С них тяжело что-то потребовать. Многие из них не слишком профессиональны. И вы сами создаёте эту ситуацию. Когда принимаете человека на работу по принципу родства, а не профессионализма. Если ваш родственник откровенно расслабляется на работе, это подрывает вашу репутацию. Жестко надавить на него вы не можете. Поскольку боитесь испортить с ним отношения. Если же отношения рушатся, Вы теряете не просто сотрудника. А близкого Вам человека. Что значительно хуже.

Работать с друзьями, родственниками и знакомыми – не самое легкое дело. Обычно это – сложная управленческая задача. И все же многие начинают набирать себе сотрудников именно из таких людей. Так поступал и я.

Вскоре я уперся в то, что моей компании нужны новые сотрудники. А брать их неоткуда. Подходящие знакомые закончились. Бизнес развивался быстро и требовал новых кадров. Но идея искать их на открытом рынке труда пугала меня настолько, что я даже серьезно об этом не задумывался. Вместо этого я нашел обходной путь. Я стал просить моих клиентов, с которыми у меня были хорошие отношения, рекомендовать мне подходящих людей. Некоторых сотрудников мне поставляли знакомые. Например, у меня работала подруга моей жены. На этой работе она познакомилась со своим будущим мужем. Который тогда был ее подчиненным. Так, наскребая сотрудников по сусекам, я продержался еще пару лет.

Вплотную заняться набором сотрудников с открытого рынка труда мне пришлось, когда я создавал первый отдел продаж. Работа менеджера по активным продажам довольно тяжелая. Необходимо каждый день тащить за уши в компанию новых клиентов. Пробиваться через отказы. Финансово зависеть в основном от собственных результатов… Неудивительно, что именно из коммерсантов потом вырастает большинство руководителей и собственников бизнеса. Люди, однако, слабы. И больше видят близкие трудности, чем грядущие перспективы. И, когда мы попробовали набрать по знакомству нескольких менеджеров по продажам, результат был нулевой.

Тут мы и поняли, что нам придется научиться набирать сотрудников с открытого рынка труда.

3. Сотрудники — друзья и любовницы

Отдельный вопрос — работа в одной компании с людьми, с которыми вас связывают дружеские или сексуальные отношения. Достаточно часто первый бизнес создают вместе с друзьями. Последствия общеизвестны. Большинство предпринимателей считает, что работать вместе с друзьями — серьезная ошибка.

Я готов признать, что работа вместе с друзьями особых преимуществ не дает. Зато дополнительные сложности налицо. Значит ли это, что работать в одном бизнесе с друзьями — жесткое табу?

Думаю, все не так плохо. Если у вас есть друг, который к тому же хороший профессионал, необходимый для вашего бизнеса — зачем отказываться от возможности?

Но предупреждаю сразу. Совместная работа с друзьями - это серьезная управленческая задача. Если вы готовы постоянно тратить дополнительные усилия на выстраивание правильных отношений с вашим другом-коллегой - можете брать его на работу. А если не хотите тратить на друга втрое больше усилий, чем на любого другого сотрудника? Тогда найдите себе другого профессионала.

Ключ к успешной совместной работе с другом в том, чтобы разносить рабочие и дружеские отношения. В один момент времени вы можете быть друзьями. В другой момент - сослуживцами. Но ни в коем случае нельзя общаться и как друзья, и как коллеги. В один и тот же момент времени.

Такому режиму общения нужно научиться. Хорошо, если этот режим умеете поддерживать и вы, и ваш друг. Но такое бывает редко. Немногие профессионалы и руководители умеют четко разделять взаимоотношения во времени.

Более вероятно, что вам самому придется управлять режимом общения с вашим другом. В ключевые моменты специально уточняйте перед началом разговора, в какой режим общения вступаете. Например: «Сейчас мы должны обсудить ситуацию, как начальник с подчиненным (как совладельцы бизнеса)». Или: «Давай отвлечемся от рабочих вопросов. Мне нужен твой совет, как друга». Вы сами должны жестко отслеживать, чтобы в процессе делового разговора ни вы, ни ваш друг не переходили на приятельское общение. Если такие попытки будут со стороны вашего друга - нужно сразу их блокировать. Или вы можете, явно сказав об этом, перейти к приятельской беседе. Но когда вы общаетесь, как друзья, вы не должны возвращаться к роли начальника. Или соучредителя.

Такое разделение режимов общения требует опыта и мастерства. И много сил. Но если вы не можете правильно выстроить отношения с другом-коллегой - лучше вам действительно не работать в одной команде. Ибо из совместной работы с другом вы извлечете одни проблемы. А в результате потеряете дружбу.

Еще более неоднозначный вопрос - совмещение производственных и сексуальных отношений. В теории на это должно быть наложено жесткое табу. На практике бывает по-разному. По этим вопросам имеет смысл прочитать книгу Михаила Ефимовича Литвака «Секс в семье и на работе» (Издательство «Феникс», 2002). В книге обрисованы многие варианты подобных взаимоотношений. И, что радует, нет дешевого морализаторства.

В целом можно сказать, что здесь тоже идет речь о сложной управленческой задаче. Для тех, кто не способен правильно выстроить подобные взаимоотношения, лучше придерживаться строгого табу. У того же, кто успешно строит такие комбинированные взаимоотношения, возможности значительно шире.

Отдельно нужно сказать о руководителях, которые воспринимают сексуальные отношения с ключевыми сотрудницами как необходимое подтверждение их лояльности. И не доверяют им серьезных вопросов, пока не проведут их через свою постель. Другие руководители используют схожие механизмы, чтобы более эффективно управлять творческим коллективом.

Пример 1: У одного известного мне руководителя крупного предприятия структуры РАО ЕЭС было много ключевых сотрудниц - женщин. Все эти ключевые сотрудницы перед назначением на руководящую должность или сразу позже становились любовницами генерального директора. Судя по всему, этот генеральный директор в наиболее серьезных и интимных финансовых вопросах не доверяет мужчинам вообще. А женщинам по-настоящему доверяет только после того, как у них был секс. Причем все эти женщины отлично знают, что каждая из них входит в гарем генерального. Организация большая. И дамы в курсе, начиная с какого уровня иерархии участие в гареме обязательно. Интересно, что жена генерального работает на одной из ключевых должностей в той же структуре. Часто она сама подбирает сотрудниц на те должности, где без участия в гареме - никак. Причем все все знают. И нет особых ссор. Склок. Ревности. Борьбы за тело генерального... Все понимают: таковы правила игры в данной организации.

Пример 2: В другой известной мне организации «законная» любовница генерального - по совместительству финансовый директор. Есть семья, дети. И есть «законная» любовница. Как же без нее? Например, именно она курировала ремонт нового офиса компании. Особенное внимание она уделяла подоконникам. Важно, чтобы подоконники были удобные, широкие. А главное - правильно подобраны по высоте. Исходя из длины ног самой финансовой директрисы. И генерального директора. Чтобы удобно было финансовую директрису и посадить на этот подоконник. И поставить к нему рачком.

Пример 3: Эта история произошла еще при Советском Союзе. Поступил донос на главного режиссера МХАТа. Моральное разложение и все такое. Дело серьезное. Собралась комиссия для расследования инцидента. Из партийных органов. Сотрудников КГБ. И других компетентных и уполномоченных лиц.

Вызывают на разбор полетов главного режиссера. И задают ему в лоб вопрос:

— Правда ли, что вы спали с актрисой такой-то? И такой-то? И еще вот такой-то?

— Ну... м-м-м... даже не знаю, что вам ответить.

— Вы не увиливайте! А то быстро партбилет на стол положите! Отвечайте конкретно: спали или нет?

— Думаю, я не делал ничего, что выходило бы за рамки моих обязанностей как главного режиссера.

— Не увиливайте! У нас имеются свидетельские показания! Отвечайте по существу: что у вас здесь творится?

— Пожалуй, мне следует объяснить, как все работает здесь, в театре. Коллектив, сами понимаете, творческий. Да еще в основном - женский. Склоки, интриги. Ради выгодной роли многие актрисы готовы на все.

Поэтому, стоит мне дать талантливой актрисе главную роль — многие другие актрисы сразу же напишут заявления в органы. О чем будут заявления? Уж конечно не о том, что они талантливее, чем получившая роль актриса. Напишут о том, что актриса получила роль, поскольку она - моя любовница. А так это, или нет — какая разница? Выльют столько грязи, что вовек не отмоешься.

А я все-таки главный режиссер. Я отвечаю за качество постановки. У нас ведущий театр. Здесь часто бывают иностранцы. Я должен назначать актеров, исходя из их таланта. И специфики постановки. Я не могу допустить, чтобы талантливые актрисы снимались с роли из-за женских дрязг, интриг и зависти. Поэтому я вынужден... ну, вы понимаете... СО ВСЕМИ.

Зато они у меня — вот где! (Показывает сжатый кулак). Я их строю на сцене и говорю, кто и какую роль получает. И пусть только попробуют пикнуть! А если кто-то начнет выступать, я говорю: «Молчать! Кто ты такая, и кто вы все такие - я отлично знаю. Куда я вас имел и буду иметь — вы отлично знаете. А теперь, бл$%и, через плечо кругом — шагом марш — РА-ЗОЙ-ТИСЬ!»

Так что реальное управление значительно сложнее и многообразнее, чем об этом написано в учебниках по менеджменту.

«Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет».

© Константин Бакшт, генеральный директор "Baksht Consulting Group"

С чего начать изучение технологии?

Поделиться
Отправить

Пока не было ни одного комментария

Оставить комментарий

Авторизоваться через соцсети