+7 495 249-49-00
8 800 100-18-16
Главная Статьи «Человек-оркестр»: единственный управленец-собственник (8–12 сотрудников)

«Человек-оркестр»: единственный управленец-собственник (8–12 сотрудников)

Настоящее развитие нового бизнеса начинается только тогда, когда в нем появляются наемные сотрудники. Обычно на первом этапе управляет бизнесом сам владелец. Чаще всего он является единственным руководителем (в варианте учредителя-единоличника). Наемные сотрудники приглашаются в качестве рядовых исполнителей для решения конкретных профессиональных задач. Это могут быть менеджеры по продажам, технические специалисты, секретарь, бухгалтер — но только не профессиональный управленец.

Действительно, когда бизнес маленький и сотрудников в нем мало, зачем нанимать отдельного управленца? Чтобы он руководил этими сотрудниками? И платить ему немаленькую зарплату? Казалось бы, управленческих вопросов возникает не так много. И владелец бизнеса способен самостоятельно их решать. Заодно и на зарплате руководителя можно сэкономить.

Кстати, а насколько Ваш отдел продаж эффективен? Предлагаю Вам проверить, для этого оставлю здесь чек-лист диагностики отдела продаж. Пользуйтесь!

На самом деле именно здесь проходит водораздел между профессиональными и непрофессиональными собственниками. Многие профессиональные собственники первым делом нанимают на работу именно исполнительного директора. Ведь их цель — выстроить систему бизнеса, которая будет приносить им доход, не отнимая их времени и сил. Бизнесу необходим руководитель. Но профессиональный собственник не стремится к тому, чтобы обязательно самому руководить своим бизнесом: таких бизнесов у него могут быть десятки. И каждый бизнес возглавляет профессиональный руководитель, работающий по найму, или младший партнер.

Руководство людьми — серьезная работа, которая требует много сил и времени. Если подчиненные решают разноплановые и сложные задачи, руководитель может одновременно управлять не более чем 5–7 такими подчиненными. В небольшом бизнесе даже 3–4 сотрудника отнимают половину времени собственника на управленческую текучку. Если количество подчиненных увеличивается до 8, собственник становится взмыленным как савраска. Если до 12 — наступает коллапс.

 Пример 1

В одном знакомом мне кадровом агентстве в непосредственном подчинении директрисы было 12 рядовых сотрудников. Директриса вкалывала как папа Карло. Ее средний рабочий день составлял 12 часов. В отпуске она не была много лет. Зато ее подчиненные были загружены работой не более чем наполовину. Таким образом, директриса была живым примером «фундаментальной дилеммы управления».

Почему так происходит, что некоторым менеджерам не хватает времени, в то время как их подчиненным не хватает работы?

Большую часть времени подчиненные проводили в очереди в кабинет директрисы. Это вечное стояние в очереди в начальственный кабинет было основной причиной неэффективного использования времени. Очевидно, что директрисе просто не хватает управленческого ресурса на всех ее 12 подчиненных. Очевидно это было всем, кроме самой директрисы.

Иногда ситуация доходит просто до анекдотичных случаев.

Пример 2

После одного случая я навсегда запомнил, как быстро бизнес, возглавляемый «человеком-оркестром», может сократиться до нуля. К нам на семинар пришел владелец бизнеса. В перерыве подошел ко мне. И сказал, что у него есть вопросы, в решении которых требуется наша помощь. Договорились о встрече. Приходит он на встречу, садится за стол и говорит: «Слушай, я тут опять всех уволил. Ну не хотят люди работать. Сейчас остался один. Скажи, что мне делать?» А у самого голос и вид такой, как будто он страдает с жестокого похмелья. Ну что сделать в такой ситуации? Выпить «Алко-Зельцера», наверное.

Пока собственник бизнеса одновременно его единственный руководитель, маленький бизнес никогда не разовьется до небольшого. Ограничение развития – до 8 сотрудников на одного руководителя-собственника. Если таких управленцев-совладельцев двое, вместе они могут руководить 16 рядовыми сотрудниками. Бизнес может развиваться дальше с момента, когда в нем появляется первый руководитель, работающий по найму. Если же вместо выдвижения управленцев продолжает увеличиваться число рядовых сотрудников, эффективность бизнеса резко снижается. Когда на одного руководителя-собственника приходится уже 12 подчиненных и наемных руководителей не предвидится, такой бизнес обречен.

«Мания величия»

Многие руководители мелких бизнесов изображают из себя бог знает каких крутых предпринимателей. «Выше нас - только небо, круче нас - только яйца». А у самих за душой - только ломаный грош. И полторы калеки в качестве сотрудников.

В переговорах они требуют к себе такого эксклюзивного подхода, как будто они — арабские шейхи.

А у самих часто нет денег, чтобы оплатить даже самое дешевое. Складывается впечатление, что они ведут переговоры не ради покупки. А чтобы полюбоваться на свою крутизну. И покидать понты.


Пример:

Организовали мне встречу с одним владельцем бизнеса. В начале встречи он стал задавать кучу вопросов. «Кто вы такие? Откуда? С кем работали? Какие у вас рекомендации?» Ладно, нам есть, что рассказать о себе. Нам стесняться нечего.

Доходим до анализа его деятельности. Собственник говорит, что у него в бизнесе три направления. Развивается этот бизнес уже семь лет. И сейчас пришло время принимать решения о стратегическом развитии бизнеса. На какое из направлений делать ставку?

Слава Богу, я таких аудитов чужих бизнесов за последние годы провел не одну тысячу. Поэтому я задаю дежурный вопрос: «Сколько у Вас сотрудников?» Сотрудников, оказывается, пятеро. Начинаю копать дальше. Выясняю, что сам владелец в своем бизнесе не работает. Работает он администратором в одном из магазинов сети, торгующей бытовой электроникой. Вдумайтесь: работа среднего наемного клерка ему важнее, чем собственный бизнес. А крутизны-то! А понтов!

Понятно, что такому собственнику тяжело нанять сотрудников. Почему они должны верить в будущее его бизнеса? Если он сам в него не верит? Спрашиваю владельца бизнеса, почему он до сих пор работает по найму. Уделяет основное время этой работе, а своему бизнесу - жалкие остатки. Причем уже много лет.

Он отвечает: «Я обдумываю этот вопрос. Но пока я не готов принять решение. К тому же, время работает на меня. Каждый год увеличивается стаж работы моей компании на рынке. А значит, укрепляется ее репутация».

Да, репутация крутая! Семь лет на рынке. Три направления бизнеса. И ЦЕЛЫХ ПЯТЬ СОТРУДНИКОВ. Тут без серьезного стратегического планирования не обойтись.

Создается впечатление, что эти мелкие предприниматели занимаются каким-то самогипнозом. Постоянно убеждают себя и окружающих в своей крутизне. И искренне верят в собственную крутизну.

Причина — в том, что они идут по пути наименьшего сопротивления. Построить сильный, перспективный бизнес нелегко. Значительно проще убедить себя в том, что твой бизнес уже крут. А значит, ты - крутой предприниматель. А если твой бизнес уже крут, значит, все уже хорошо. И не нужно излишне напрягаться. Развивать этот бизнес куда-то дальше... В общем, тратить время и силы на то, на что их тратят другие предприниматели. Можно жить, излишне не напрягаясь. И упиваясь собственной крутизной.

Одна беда: эти уловки могут подействовать только на неопытных и зеленых. Люди с предпринимательским опытом сразу видят, что перед ними - вовсе не царь зверей. А жаба. Сильно раздувшаяся от своей крутизны жаба. В мелком и грязном болоте.

«Нужен профессиональный руководитель» — сдача власти с поличным

Большинство предпринимателей в определенный момент понимает, что без наемных руководителей их бизнес дальше развиваться не будет. Собственно, те, кто этого не понимает, неизбежно губят свои бизнесы. И выбывают из дальнейших соревнований.

В этот момент многие собственники бизнеса, особенно начинающие, впадают в другую крайность. «Давайте наймем профессионального руководителя! Он выстроит нам систему управления. Мы сможем переложить на него решение всех текущих задач. Главное — найти подходящего человека. И тогда для нас все проблемы бизнеса останутся в прошлом». Желание найти профессионального управленца еще усиливается из-за того, что про себя собственник знает наверняка: он-то профессиональным управленцем не является!

На самом деле ищут вовсе не профессионального управленца. Ищут чудо. И вероятность, что найдут, примерно равна вероятности лично увидеть в следующем году второе пришествие Христа.

Истинная причина происходящего — в желании собственника сбежать от проблем своего бизнеса.

Он хочет найти человека, который вместо него будет за все отвечать. Которому можно отдать власть над своим бизнесом. И снять ответственность с себя. Беда в том, что переложить на другого человека свои проблемы - еще не значит их решить.

В результате большинство попыток передачи управления заканчиваются ничем. Рано или поздно собственник понимает, что проблемы как не решались, так и не решаются. Наемный руководитель может разгрести мелкие текущие вопросы. Но он не может решить проблемы, которые находятся в исключительной компетенции собственника. И с самого начала не мог.

Кстати, такой «безрезультатный» вариант - еще не худший из возможных исходов. Значительно хуже может быть вариант развития событий, аналогичный истории с Пашей. О которой рассказывалось в предыдущем разделе. Возможны и другие варианты.

Пример: Эта ситуация произошла с заводом, находящемся в Самарской области. Владелец завода базировался в Москве. А управлял заводом наемный генеральный директор. Этого самого генерального собственник сначала долго подыскивал. Потом завербовал. Предложил хорошие условия. Потом направленно развивал. Посылал на другие заводы - для обмена опытом.

Рос поросеночек, рос, и получилась из него большая свинья. В один прекрасный момент генеральному стало мало окладов и прочих бонусов. Собственник выделил ему инвестиции на развитие завода - 60 миллионов. Часть этих инвестиций генеральный разворовал. И стал строить на украденные деньги свой заводик. В соседнем районе.

Почему собственник вовремя не понял, что происходит? Во-первых, он был человеком южным. И предпочитал решать вопросы на отношениях. Вместо проведения полномасштабного финансового аудита задавал вопрос: «У тебя все в порядке с тем, как тратятся мои деньги?» Во-вторых, генеральный поставил на все ключевые посты преданных ему людей. А всех, имеющих свое мнение или лояльных к собственнику, выжил. Кстати, это характерный признак возможной «крысы». Когда наемный управляющий выживает всех сотрудников, которые могли бы высказать независимое мнение о его работе - ему есть, что скрывать. Или будет, что скрывать.

В определенный момент собственник почувствовал неладное. И попытался прислать на завод своих аудиторов. Генеральный стал всячески этому сопротивляться. А тем временем написал заявление в органы, что собственник ему угрожает. Дополнительно к заявлению он «подмазал» следователя. И тот, в нарушение процессуальных норм, объявил собственника в розыск.

Эти шаги были направлены на то, чтобы собственник не приезжал в Самару. С одной стороны — он в розыске. А с другой стороны, знакомые ему сказали, что в случае приезда в Самару его жизнь окажется под угрозой.

Пока собственник пытался урегулировать ситуацию из Москвы, был нанесен еще один удар. У завода был кредит в сто сорок миллионов. Перед одним из банков. Банк подал иск. На основании того, что кредит не был своевременно погашен. И очень быстро получил право распоряжаться имуществом, обеспечивающим кредит. То есть самим заводом. Стоимостью около четырехсот миллионов.

Кто не вернул кредит вовремя? По-видимому, генеральный директор. Характерно, что как только банк получил контроль над заводом - генеральный директор получил предложение вновь возглавить завод. Уже по контракту с банком.

История начиналась с воровства и крысятничества. А продолжилась рейдерским захватом. С опорой на купленного высокопоставленного инсайдера. Чем завершится эта история? Удастся ли собственнику восстановить контроль над украденным у него заводом? Неизвестно. Как по этому поводу говорят в коридорах «Останкино»: «Если вы смотрите телевизор, то вы привыкли, что хорошие парни всегда побеждают плохих. И так всегда, кроме девятичасовых новостей».

© Константин Бакшт, генеральный директор "Baksht Consulting Group".


Лучший способ быстро освоить и внедрить технологию построения отдела продаж - посетить тренинг К. Бакшта по управлению продажами "Система продаж".

Получите бесплатный чек-лист для диагностики отдела продаж:

Поделиться
Отправить
Получить подарок