+7 495 249-49-00
8 800 100-18-16
Главная Статьи План продаж образец

план продаж

Важнейшей чертой успешно развивающейся компании считают определенность. Владелец фирмы должен иметь четкое представление о целях на неделю, месяц, год и даже десятилетие вперед. К успеху придет только тот, кто измеряет его числами.

Почему компании нужен план продаж

Планом продаж компании называют сценарий по которому работники будут действовать в течение обозначенного срока. Этот документ определяет настоящие и будущие показатели эффективности, задает общий вектор развития подразделения или всей фирмы.

Выделяют ряд причин, которые заставляют задуматься о разработке плана продаж.

В их числе:
  • Четкое и понятное описание целей фирмы;
  • Определение мотивационной политики, в зависимости от эффективности работы;
  • Описание сценария работы для служащих;
  • Прогнозирование рисков и ресурсов.

План продаж не только описывает показатели, к которым необходимо стремиться, но и учитывает риски. При его составлении определяют степень текучки кадров, вероятность задержек в поставках или появления крупных конкурентов на рынке.

План продаж – образец классификации

образец квалификации

При утверждении окончательный вида документа ориентируются на особенности сферы деятельности компании. Не существует единого шаблона, который был бы одинаково эффективен для любой фирмы и ее подразделений.

Планы продаж отличаются по нескольким признакам:

  1. По сроку. Планы на неделю или месяц, год или десятилетие создают для разных целей. Документы описывают как наиболее реальные показатели, так и желаемые цели для сравнительно далекого будущего. Краткосрочные планы задают тактику работы сотрудников, долгосрочные же определяют общую стратегию компании.
  2. По масштабу. Документ может быть ориентирован на фирму в целом, ее отдел или конкретного сотрудника. При составлении плана следуют от частного к общему и подсчитывают общие показатели на основании данных о конкретных работниках.
  3. По единицам измерения. Эффективность труда можно измерить не только в денежном эквиваленте.

Поощрение сотрудника или отдела может зависеть от числа встреч, звонков, заключенных контрактов или единиц проданного товара.

Кстати, а насколько Ваш отдел продаж эффективен?

Проверьте с помощью единственного на рынке бесплатного онлайн аудита и получите практические рекомендации по его развитию в автоматическом режиме!

Вопрос о том, какой план продаж подойдет вашей фирме, решает специалист. Им может стать опытный сотрудник из штата, или привлеченный работник необходимого профиля. Окончательное решение принимается только после согласования с руководством.

Сотрудник, ответственный за разработку плана продаж, должен отличаться общей осведомленностью. К примеру, план для менеджеров может составить только опытный коммерсант. К созданию документа можно привлечь руководителя отдела, или одного из успешных сотрудников.

Существует также ряд лиц, которые наверняка не справятся с задачей формирования плана продаж. Среди таких работников:

  • Финансовый директор и сотрудники финансового подразделения. Такой работник в составлении плана будет ориентироваться только на бюджет, но не реальное положение дел внутри компании. План продаж будет сформирован на основании искаженной картины, что затруднит его воплощение в жизнь.
  • Директор производства. В документе такой работник будет учитывать только объем продаж, игнорируя пожелания целевой аудитории и политику рынка. К составлению плана продаж необходимо привлекать только проверенных коммерсантов, хорошо осведомленных о тактике заключения сделок и особенностях функционирования компании в целом. План продаж на год – образец необходимых данных Кому доверить работу над планом продаж

После назначения ответственного сотрудника руководству необходимо задуматься о технике разработки плана. Нормативы и прогнозируемые показатели зависят от специфики компании и выбранной ранее стратегии.

Необходимо определить характеристики товара или услуги, которые могут поспособствовать увеличению прибыли. Потребители могут ценить качество, опции доставки или особенности сервиса, характерные для вашей фирмы. На основании этих данных выбирают метод разработки плана.

Существует два базовых способа, объединяющих в себе все частные:
  1. Фактический. Документ формируется на основании данных, полученных за прошедший период. Сотрудник анализирует статистику, динамику продаж и другие необходимые факторы. Полученные численные данные можно оставить без изменений, либо увеличить на несколько процентов если бизнес стабильно развивается. В следующем подотчетном периоде анализируют степень выполнения плана и меняют показатели в зависимости от сделанных выводов.
  2. Желаемый. К этому методу прибегают в случае, если статистические данные за прошедшие периоды отсутствуют. Для составления плана отталкиваются от предпочтительной прибыли, определяя ее численно. Далее используют прием декомпозиции: разбивают прибыль на необходимое для ее получения число сделок. Измерение цели в таком эквиваленте позволяет трезво взглянуть на положение вещей и скорректировать показатели.

На последнем этапе утверждения плана продаж рассчитывают точку безубыточности. Для этого вычисляют, какая сумма потребуется для проведения мероприятий, описанных в плане продаж. Точка безубыточности будет достигнута, когда доходы окажутся равны расходам на реализацию поставленных целей. Дальнейшие сделки будут приносить чистую прибыль.

План продаж на год – образец идеального документа

план продаж на год

Каждый план продаж, независимо от вида и методики разработки, должен соответствовать ряду критериев. Выполнение каждого из принципов обеспечит высокую вероятность достижения нормативных показателей.

  • Выполнимость. Любой метод построения плана подразумевает постановку перед работниками достижимых целей. В случае, когда руководство устанавливает слишком высокие нормативы, мотивация сотрудников резко снижается. Понимая, что личный план не будет достигнут при любых стараниях, они не стремятся к повышению результатов. Небольшое увеличение результатов по сравнению с прошедшим периодом целесообразно только при положительной динамики развития.
  • Определенность. Качественный план не только назначает нормативы, но и описывает методы достижения поставленных целей. Работники понимают, как нужно трудиться для получения материальных поощрений. Руководству намного проще следить за выполнением конкретных мероприятий, чем подсчитывать показатели на каждом этапе внедрения плана в жизнь.
  • Регулярный аудит. Контроль за достижениями сотрудников лучше проводить регулярно. Независимого от общего объема плана, исследовать степень его выполнения лучше всего раз в месяц или несколько недель.

Для упрощения процесса контроля общий план делят на личные нормативы, назначенные каждому сотруднику в отдельности. В этом случае применяют уже известный прием декомпозиции. Каждого работника оповещают о наличии личной нормы, от выполнения которой будет зависеть его поощрение. Не стоит забывать и о назначении плановых показателей для отдела: такая мера поможет сотрудникам работать в команде.

План продаж, образец которого утвержден, должен быть составлен согласно перечисленным принципам. Такой документ принесет пользу и положительно повлияет на темпы развития компании.

Метод трех планов

метод трех планов

Руководители часто испытывают сложности при постановке нормативов в личных планах служащих. Соблюдение тонкой грани между достижимостью и максимальным развитием – непростая задача, особенно для молодой компании.

Для эффективной мотивации работников рекомендуют составлять три плана с минимальным, нормальным и максимальным показателями:

  1. План минимум соответствует удовлетворительным результатам по всему отделу продаж. За его выполнение не полагается дополнительных выплат или иных поощрений. Если минимальные цели не были достигнуты, руководству следует пересмотреть штат коммерсантов или тактику заключения сделок.
  2. План норма соответствует достойным показателям труда коммерсантов. Достижение обозначенных в нем показателей говорит о верно подобранном штате сотрудников. Увы, выполнение плана нормы не свидетельствует о чрезмерных усилиях работников, а потому поощряется в неполной мере. 
  3. План максимум. Если отделу продаж удалось достичь наиболее высоких показателей, руководство назначает щедрые премии каждому из коммерсантов. Как правило, максимальная личная выработка каждого сотрудника превышает норму на 20 – 30%. Повторное выполнение плана максимум говорит об устойчивой положительной динамике развития фирмы.

Для эффективного выполнения плана продаж сотрудников уведомляют о введении системы премирования, в зависимости от личной выработки. Сотрудники трудятся лучше если испытывают личный интерес к достижению поставленных целей.

Этапы успешного выполнения плана продаж

метод трех планов

Мотивация сотрудников - не единственное средство достижения поставленных целей. После утверждения плана руководство может предпринять еще несколько шагов, способствующих развитию бизнеса и росту исследуемых показателей.

  1. Контроль. Аудит показателей раз в день, неделю или месяц, в зависимости от объема плана, позволит увеличить точность дальнейшего планирования. Руководитель должен вовремя отмечать как снижение личной выработки, так и особенные успехи в выполнении плана максимум. В зависимости от результатов аудита можно менять систему мотивации или корректировать сроки выполнения плана.
  2. Обработка воронки продаж. Эта мера поможет определить, сколько потенциальных клиентов становятся реальными потребителями. Показатель определяет эффективность работы менеджера и указывает на слабые места в тактике ведения продаж.
  3. Увеличение средней прибыли от сделки. Суть метода заключается в совместной продаже основного и дополнительного товаров, в которых клиент потенциально заинтересован. Коммерсант заранее увеличивает сумму чека в полтора раза, что гарантированно повышает итоговую стоимость сделки.
  4. Анализ каналов сбыта. Руководитель должен постоянно изучать способы реализации товаров, выбирать наиболее эффективные из них для каждой позиции. Различные товары могут пользоваться наибольшим спросом в точках розничной торговли, в интернет магазинах или при оптовой продаже.
  5. Изучение целевой аудитории. Анкетирование клиентов поможет узнать об их реальных потребностях. Потребители могут нуждаться в улучшении сервиса, оптимизации процессов доставки или появлении филиалов компании в регионах. Исполнение негласных желаний целевой аудитории благоприятно отразится на репутации фирмы и повысит лояльность клиентов.
  6. Обработка возражений. Руководитель должен быть настроен на постоянный диалог с подчиненными. Утвержденный план продаж - теория, которая может быть скорректирована после использования на практике. Если коммерсанты предлагают иные пути достижения целей или просят об изменении отчетных показатели, не стоит отрицать каждое из этих предложений.

Даже качественный план продаж теряет всякий смысл, если поставленные цели не будут достигнуты. Выполнить личные и общие показатели смогут только мотивированные, хорошо обученные коммерсанты, готовые работать на благо компании. Создать такое настроение в коллективе можно путем тщательного отбора кадров, их последующего обучения и грамотного управления сотрудниками.

© Константин Бакшт, генеральный директор "Baksht Consulting Group".


Лучший способ быстро освоить и внедрить технологию построения отдела продаж - посетить тренинг К. Бакшта по управлению продажами "Система продаж".

Проверьте Ваш отдел продаж с помощью нашего бесплатного онлайн аудита и получите практические рекомендации по его развитию в автоматическом режиме:

Поделиться
Отправить
Получить подарок