Нематериальные методы мотивации персонала
+7 495 249-49-00
Главная Статьи Мотивация персонала нематериальная

Мотивация персонала нематериальная

мотивация

Нематериальные методы мотивации персонала составляют основу определенного стиля управления штатом. Они формируются в зависимости от психологических типов, убеждений, менталитета и других моральных характеристик работников. Грамотно разработанная схема стимуляции незаметно заставляет штат работать на пике своих способностей.

Современные методы мотивации персонала

Благоприятная атмосфера в коллективе, системы поощрений и сильный конкурс на вакансию являются одними из важнейших факторов на пути к повышению доходности предприятия. Экономические методы мотивации персонала скорее контролируют сотрудников, чем вдохновляют их на новые свершения. Средняя величина базового оклада и премий по рынку труда примерно совпадает: это значит, что при прочих равных подчиненные могут с легкостью предпочесть данную фирму любой другой. Поэтому важно ввести альтернативную схему стимуляции, основанную на социологических факторах.

Проведите экспресс-аудит отдела продаж самостоятельно по 23 критериям и определите точки роста продаж!

Похвала и соперничество

Мотивация персонала нематериальным способом основана на базовых моральных качествах подчиненных. Плох тот менеджер, который не стремится стать лучшим, достигнуть высших показателей по сравнению с коллегами. Для того, чтобы это естественное желание приносило заметную пользу, необходимо предложить достойное вознаграждение. Простейшая его форма — публичная похвала, произнесенная не с глазу на глаз, но в присутствие всего отдела. Так коммерсант поймет, что вложение сил и времени в проект было оправдано и наверняка проделает этот путь снова. Одновременно с этим его коллеги получат дополнительный стимул: каждый из них с удвоенной силой захочет оказаться на месте лидера в следующий раз.

Визуализация достижений — безотказный инструмент мотивации персонала нематериальным образом. Речь идет не о статичных фотографиях на доске почета, но о ежедневном, динамичном контроле производительности каждого коммерсанта на графике. Доверить задачу контроля за результатами рабочего дня можно лучшему менеджеру прошедшего месяца или управляющему подразделением.

Еще одним важным стимулом может стать введение существенного поощрения за достижение лидерской позиции. Совместная командировка с руководителем организации, дополнительный выходной или сертификат на обучение пробудят соревновательный дух. В отличие от обыденной премии, такой приз манит своей уникальностью и выглядит особенно привлекательно.

На примере такая тактика работает безотказно. Известен случай, когда в погоне за возможностью посетить форум в составе делегации от фирмы, члены подразделения увеличили доход на 23% по сравнению с предыдущем месяцем.

Карьера и обучение

Карьера и обучение
  • Современные методы мотивации персонала во много перекликаются с многолетним опытом управляющих западных стран. В развитых фирмах и корпорациях задача обучения нанятых кандидатов стоит на первом месте. Ни один коммерсант, вне зависимости от опыта, степени успеха и заработка не достигает предела своих возможностей. Развитие возможно в любой ситуации и его нужно стимулировать. Оплата за обучение, приглашение известных спикеров или делегирование лучших сотрудников на курсы принесет пользу общему делу.

Эти нематериальные методы мотивации персонала можно совместить с использованием лидерских качеств. К примеру, лучший работник месяца получает возможность стать спикером и провести тренинг для коллег или молодых бойцов, принятых в штат недавно. Менеджер-лидер наверняка почувствует удовлетворение от делегированной ему ответственности, а его коллеги получат новую информацию и узнают о секретах достижения успеха внутри конкретной фирмы.

Повышение квалификации подчиненных делят на три категории:

  • Личное;
  • Групповое;
  • Общее.

В первом случае речь идет о работе с конкретным сотрудником, который выделился своими достижениями. В этом случае целесообразно делегировать его на лекцию известного бизнес-тренера, оплатив этот шанс из бюджета организации. Коммерсант приобретет уникальные знания, которые помогут ему достичь будущих высот. После он может поделиться ими с коллективом на тренинге внутри организации.

Групповое обучение заключается в приглашении на тренинг состава отдела, который стал лучшим по итогам месяца. Как и в случае с общим обучением всего штата фирмы, вы можете пригласить спикера извне или предоставить право прочтения лекции одному из лидеров по итогам данного календарного периода.

Возможность перехода на более высокую должность также является важным стимулом. Ни один успешный коммерсант не откажется от шанса управлять своими вчерашними коллегами. Непосредственно карьерный рост не является ощутимым стимулом: на самом деле, потенциальному руководителю важны материальные привилегии, расширение спектра возможностей и прав внутри фирмы.

Укрепление личных отношений

мотивация перосонала

Преданный делу сотрудник всегда приносит больше пользы, чем менеджер, готовый в любой момент уйти в другую корпорацию. Для того, чтобы затронуть душевные струны трудящихся, достаточно обратить внимание на знаменательные даты.

Простое поздравление с днем рождения или годовщиной свадьбы, вручение скромного подарка на планерке или праздничный торт в обеденном перерыве — эти мелочи наладят хорошие взаимоотношения между руководством и подчиненными, привяжут сотрудников к организации не только в материальном, но и душевном плане.

Полезно проявить заботу и о здоровье служащих. В качестве поощрения за сверхурочную работу, выполнение поставленных задач и другие достижения, предложите путевку в санаторий или на оздоровительные процедуры. В социальный пакет для всех служащих можно включить скидку на абонементы в спортивный зал или на прохождение медицинского обследования. Так работники убедятся в том, что руководство действительно проявляет заботу о подчиненных, но не использует из как инструмент для получения выгоды.

Обязательно обеспечить лояльность работников к своим коллегам. Неблагоприятная атмосфера внутри подразделения — прямая угроза для бизнеса. Несмотря на наличие здоровой конкуренции, штат должен трудится на достижение общей цели. Добиться такого единодушия не трудно: достаточно перенести усердие коллег в другую область. Придумайте непривычный вид командой деятельности, который потребует сплоченности и ответственности за ближнего. Таковыми могут стать:

  • Прохождение квеста;
  • Соперничество между командами отделов в спортивной игре;
  • Общий поход на природу;
  • Выдуманная угроза для компании извне.

Стрессовые ситуации заставят работников забыть о внутренних спорах и объединится перед лицом внешней угрозы. Конфликты решаться сами собой, а к дальнейшей работе над ежедневными задачами приступит сплоченная, дружная команда.

Комфорт и уют

Экономические методы мотивации персонала не обязательно подразумевают выплату премий или повышение оклада. В их рамках возможно улучшать условия труда, оплачивать обучение или организацию мероприятий. Отличной идеей станет вложение средств в модернизацию офиса, организацию пространства не только для работы, но и для отдыха.

Крупные корпорации давно превратили офисы во второй дом, где кроме серого офисного стола и компьютера размещены кафе, небольшие магазины, уютные диваны с игровыми приставками, а иногда и спортивные залы. Конечно, не имеет смысла превращать здание небольшой фирмы в офис Google или Яндекс. Достаточно будет разнообразить интерьер, заменить искусственные цветы на настоящие, оборудовать место для отдыха во время обеденного перерыва.

Многие сотрудники отмечают, что на рабочем месте им не хватает элементарных удобств: микроволновой печи, кофемашины или даже электрического чайника. Если ранее служащим приходилось довольствоваться холодной едой из контейнера, такие нововведения наверняка улучшат работоспособность штата.

Индивидуальное расписание и гибкий график

нематериальная мотивация

Внутри коллектива обязательно находятся люди, чья работа отнимает от двух до четырех часов рабочего дня. В остальное время эти генераторы идей бездельничают, отвлекают внимание коллег по подразделению от текущих задач. Таких служащих полезно перевести на гибкий график: в нужное время они приезжают в офис, делятся наработками и не мешают работе других служащих.

Чтобы отметить старания работника в течение дня или недели, можно выдать ему дополнительный выходной. Этот небольшой приз вряд ли будет достоин оказаться наградой за звание лидера месяца, однако станет хорошим стимулом для ежедневных свершений.

Свобода и креативность

Офисные служащие отмечают, что их порывы к выполнению плана бывают ограничены строгими рамками его выполнения. Поверьте, в подчиненных и оценивайте не то, как они выполняют задачу, но заключительный результат. Особенно это касается тех сфер, где трудятся креативные люди: дизайнеры, художники, разработчики. Свежие идеи, нестандартные решения и новые наработки не стоит отметать на корню. Позвольте коммерсантам самостоятельно распоряжаться своим рабочим временем и уровнем достижений. Возможно, именно ваша компания станет обладателем инновационных технологий благодаря такой технике стимуляции.

Нематериальные виды мотивации — инструмент, с помощью которого руководство обеспечивает желаемый уровень доходности предприятия. Запомните: даже техничная, проверенная система стимуляции подчиненных не будет работать на штате, который набран вне сильного конкурса. Если компания не конкурентоспособная, а количество кандидатов на вакансию едва достигает десяти человек, стимуляция сотрудников совершенно бесполезна. В этом случае стоит начать с улучшения базовых условий труда, проведения повторного конкурса и обучения молодых бойцов с участием опытных тренеров.

Технология мотивации требует внимательной разработки и тестирования на ограниченной группе сотрудников. Только после анкетирования участников эксперимента, анализа результатов и введения необходимых корректировок, можно внедрять новые правила в масштабах компании.

© Константин Бакшт, генеральный директор "Baksht Consulting Group".


Лучший способ быстро освоить и внедрить технологию построения отдела продаж - посетить тренинг К. Бакшта по управлению продажами "Система продаж".

Проведите экспресс-аудит отдела продаж самостоятельно по 23 критериям и определите точки роста продаж.

Поделиться
Отправить
Получить подарок