Написание скриптов продаж
Как можно эффективно разработать скрипт продаж?
Рассмотрим это на примере скрипта холодного звонка или «Технологии первого звонка»:
- Нам нужен хороший, сильный практик, который имеет большой, успешный опыт переговоров и продаж в нашем бизнесе. Обычно это руководитель продаж, коммерческий директор, директор или собственник компании. Если мы только запускаем новый бизнес или новое направление бизнеса и нет никого, кто имел бы опыт продаж в этом бизнесе, пусть разработкой скрипта займется тот, кто просто имеет наибольший опыт переговоров. И, следовательно, наибольшие шансы на успех.
- Наш опытный коммерсант составляет себе достаточно длинный список потенциальных клиентов. Для начала в список должно войти 100-200 организаций, в которые можно звонить и вести с ними переговоры о сотрудничестве.
- Наш опытный коммерсант, вооружившись длинным списком, делает от 50 до 100 или больше звонков в день потенциальным клиентам из длинного списка. Если в какой-то момент клиентов становится недостаточно для дальнейшей проработки, составляется новый длинный список.
- После нескольких сотен звонков у опытного переговорщика выработается определенная схема, как эффективно проводить такие звонки. Эта схема должна быть записана и оформлена документально. Делая звонок за звонком, он может записывать ключевые моменты прошедших разговоров. Либо по ходу звонка, либо, что чаще будет проще, прослушивая после звонка запись этого звонка. И выбирая из записи нужные ключевые фразы. Соответственно, шаг за шагом схема звонка все больше документируется и отражается в виде стандарта или скрипта продаж.
- Когда сценарий переговоров с клиентами по телефону в нескольких возможных вариантах достаточно подробно и полно прописан, разработанный скрипт звонка или «технология первого звонка» могут быть использованы для обучения сотрудников. Обычно такой скрипт состоит как минимум из 2 больших частей. Первая часть - сценарий переговоров с привратниками и другими неключевыми лицами. Вторая часть - переговоры с ключевыми лицами, с которыми можно предварительно обсуждать по телефону интересующие вас предложения и сотрудничество с вашей компанией. В итоге часто стратегическая цель звонков - договориться о встрече с таким ключевым лицом.
- Разработать скрипт недостаточно. Нужно обучить сотрудников отдела продаж тому, как работать по этому скрипту и правильно его применять.
- Для этого проводится серия тренингов для команды отдела продаж. Первые тренинги проводятся во внутрикорпоративном формате. Звонки отрабатываются друг на друге. При этом один участник играет за менеджера по продажам, а другой за потенциальных клиентов. Потом роли меняются. После того, как на внутрикорпоративных тренингах достигнут неплохой уровень ведения переговоров, дальнейшее обучение идет на полевых тренингах продаж. Команда отдела продаж вместе с руководителем (обычно как раз тем, кто разрабатывал скрипт продаж или «технологию первого звонка»), садится в рабочее время вокруг телефона. Каждый - со своим «длинным списком» клиентов. Сотрудники поочередно, руководствуясь технологией, звонят клиентам. После завершения звонка, каждый звонок разбирается по схеме: что было хорошо, что можно было бы сделать лучше, что отметили для себя. Такие полевые тренинги продаж повторяются до тех пор, пока не достигается высокая степень эффективности и профессионализма в переговорах по телефону и использовании скрипта.
- После этого руководитель должен в процессе повседневной коммерческой работы контролировать, действительно ли сотрудники используют данную технологию для звонков клиентам. И насколько качественно они ее применяют. Для этого можно вживую отслушивать звонки подчиненных. Пользуясь тем, что рабочее место руководителя отдела продаж должно быть непосредственно в отделе продаж. Так же можно прослушивать записи разговоров с клиентами, которые вели подчиненные.
- Ничто не стоит на месте! По мере набора опыта в тысячах и десятках тысяч звонков клиентам «технология первого звонка» в какие-то моменты может дополняться или совершенствоваться. После внесения таких изменений необходимо повторное обучение команды. Чтобы все освоили новый вариант технологии, опять же используются внутрикорпоративные и полевые тренинги звонков.
© Константин Бакшт, генеральный директор "Baksht Consulting Group".
Лучший способ быстро освоить и внедрить технологию построения отдела продаж - посетить тренинг К. Бакшта по управлению продажами "Система продаж".